техосмотр

Опубликовано 31.12.2011, in Новости, автор: Лямкин Андрей

С 1 января 2012 года российским водителям придется проходить техосмотр по новым правилам. О том, какую роль будут играть сотрудники ГИБДД в проверке технического состояния автомобилей и нужно ли по-прежнему постоянно возить с собой талон техосмотра, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов.

— Владимир Владимирович, где с 1 января можно пройти техосмотр?

— Согласно новым правилам, сотрудники Госавтоинспекции не будут принимать участия в проведении техосмотра транспортных средств операторами. С нового года эта функция  переходит к коммерческим организациям. Ранее техосмотр проводился в пунктах инструментального контроля (ПИК), но так как там выдавали талон ГТО — государственного технического осмотра, то, соответственно, процедуру контролировал инспектор Госавтоинспекции, который в итоге, как представитель власти, подписывал документ. Теперь же из названия убрали слово «государственный», поэтому наше присутствие и контроль уже не требуются, ответственность несет сам оператор технического осмотра.

На сегодняшний день в стране действует порядка 2,5 тысячи ПИКов, которые принадлежат 1800 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Все они на переходный период до 2014 года считаются уже прошедшими аккредитацию, так что подтверждать свой статус им пока не требуется. Полный список ПИКов передан нами в Российский союз автостраховщиков (РСА) и уже размещен на сайте этой организации.

Также техосмотр до 1 января 2014 года можно будет пройти на станциях ГТО, которые располагаются в помещениях, принадлежащих органам внутренних дел. В общей сложности в 22 регионах будут работать 95 станций. На них госпошлина при прохождении техосмотра остается прежней — 300 рублей. Причем у граждан есть возможность записаться на прохождение ТО на этих станциях через сайт подразделения или портал госуслуг, чтобы не стоять в очереди.

— Раньше при проведении техосмотра машина проверялась по базам данных — не угнанная ли, не участвовала ли в каких-то ДТП. А как теперь будете выявлять такие автомобили?

— Действительно, в ходе проведения техосмотра инспекторы ГИБДД в обязательном порядке проверяли транспортные средства и водителей по ведомственным базам данных. Теперь, соответственно, этого  делать не будем, полицейские функции уходят.

Но никаких проблем я не вижу, потому что при проведении техосмотра, конечно же, выявлялись машины с перебитыми номерами, находящиеся в угоне, но в любом случае у нас остается линейный контроль. Поверьте, на дороге таких транспортных средств выявляется в разы больше, тем более в этом нам помогает современная техника — комплексы «Поток» и «Ураган», которые позволяют быстро вычислить в транспортном потоке  автомобиль, поставленный в базу розыска.

— Понятно, что коммерсанты вряд ли будут строить станции по проведению техосмотра в районах, где зарегистрировано мало автомобилей. Это просто невыгодно. Что делать в этой ситуации гражданам?

— В соответствии с новыми правилами, пройти техосмотр водители смогут в любом аккредитованном пункте инструментального контроля, вне зависимости от того, где зарегистрирован автомобиль и проживает его владелец.

Например, если вы проживаете в Ленинградской области, но по работе вынуждены находиться в Москве, то можете смело приехать в любой столичный ПИК и пройти техосмотр. Никаких ограничений на этот счет больше нет.

— Много говорят о том, что с 1 января будет наплыв граждан на станции техосмотра и они попросту не справятся.

— Очень сомневаюсь, что в январе появятся огромные очереди на техосмотр. Исходя из нашей практики, могу сказать, что, как правило, пик обращений всегда приходился на весну, ведь не забывайте, что многие автовладельцы ставят машины на прикол, а перед тем как выезжать весной обнаруживают, что техосмотр нужно срочно пройти. Вот и возникают очереди.

Поэтому у коммерсантов есть еще как минимум два месяца, чтобы подготовиться к этому наплыву, отрегулировать процедуру проведения техосмотра по новым правилам. Не думаю, что будут большие проблемы, ведь все максимально упростилось.

Что касается самих талонов, на нехватку которых жалуются страховщики, то мы в ближайшее время передадим им имеющиеся излишки, так что, думаю, особого дефицита не будет. Тем более, что в соответствии с новыми правилами, имеющийся у водителя талон техосмотра действителен до конца указанного в нем срока и предварительной  замене, в связи с оформлением полиса ОСАГО, он не подлежит.

В целом, основываясь на нашей ведомственной статистике, могу сказать, что в среднем в год техосмотр проходили порядка 20 миллионов автотранспортных средств. С учетом того, что ПИКов будет довольно много, проблемы вряд ли возникнут.

— А на дороге сотрудники ГИБДД будут контролировать наличие техосмотра? 

— Нет, не будут, так как соответствующий пункт исключен из Кодекса об административных правонарушениях, следовательно, оштрафовать или как-то иначе наказать водителя за отсутствие техосмотра мы теперь не можем. Поэтому и смысла проверять наличие талона уже нет. А вот раньше за это нарушение было довольно суровое наказание — штраф 2,5 тысячи, отстранение от управления водителя и задержание транспортного средства.

Контролировать,  прошел автомобиль техосмотр или нет, теперь будут страховщики, так как талон ТО необходим при заключении договора о выдаче полиса ОСАГО.

Кроме того, с 1 января начнет работать единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО), в которую будут заноситься все данные о прохождении автомобилями техосмотра.  В ней  будут содержаться и постоянно обновляться сведения об операторах технического осмотра, прошедших его транспортных средствах, выданных и утраченных талонах техосмотра. Пользоваться данными, которые будут содержаться в базе, смогут путем удаленного доступа сотрудники органов внутренних дел и страхового сообщества. Сведения из ЕАИСТО будут являться основанием для рассмотрения вопроса страховыми компаниями о заключении договора ОСАГО.

В связи с этим не исключено, что в будущем талоны техосмотра вообще перестанут выдавать, так как особого смысла в них не будет. Единственное, для чего он нужен —  оформление полиса ОСАГО, но в данном случае страховщики смогут по базе проверить, проходил ли конкретный автомобиль техосмотр или нет, а затем на основании этой информации принимать решение.

Однако транспортные средства, которые обязаны проходить ТО дважды в год, а это такси, автобусы, машины, предназначенные для перевозки особо опасных грузов, будут обязаны иметь талон техосмотра. И вот его наличие обязательно будут контролировать на дороге сотрудники ГИБДД.

— А новым машинам можно не проходить техосмотр?

— Совершенно верно, новые автомобили в первые три года с момента выпуска в оборот, то есть выдачи ПТС, не проходят техосмотр, а полис ОСАГО их владельцами будет выдаваться на основании имеющихся документов.

Однако если хозяин соберется на этой машине за рубеж, то необходимо будет получить талон техосмотра, так как его наличие предусмотрено международными соглашениями.

 

Comments are closed.

Яндекс.Метрика